(† 3.09.1328), патриарх К-польский (9 мая 1310 - 11 апр. 1314). Род. в Веррии в обл. Македония. В источниках отсутствуют сведения о мирском имени Н., точном времени его рождения, а также о его семье. Возможно, в течение нек-рого времени он жил в Фессалонике, затем прибыл на Св. Гору Афон, где принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1294 г. упоминается в актах Афона как настоятель Великой Лавры (Laurent. 1970. P. 101). В последние годы Патриаршества Иоанна XII (1294-1303) стал митрополитом Кизическим. Руководил обороной города во время его осады турками-османами (1303). Ок. 1309 г. был обвинен в хищении церковных средств, а также в симонии. Отвергая данные обвинения, Н. утверждал, что инициировал продажу части церковного имущества для оказания помощи малоазийскому населению, которое бежало в Кизик от наступавших османов. Патриарх К-польский свт. Афанасий I (1289-1293, 1303-1309) просил имп. Андроника II Палеолога (1282-1328) немедленно рассмотреть данный вопрос, однако император приостановил следствие, что, вероятно, было вызвано его желанием способствовать возведению Н. на Патриарший престол.
Составной частью церковно-политических планов Андроника II было уврачевание арсенитского раскола, начавшегося после низложения по инициативе имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1265). По всей видимости, Андроник II учитывал, что Н. занимал по отношению к участникам схизмы умеренную позицию (Laurent. 1945. P. 251-256). После того как свт. Афанасий I, деятельность к-рого вызывала недовольство архиереев и части духовенства, оставил К-польскую кафедру, его преемником был избран Н. Главным событием Патриаршества Н. стало воссоединение участников арсенитского раскола с Церковью. 14 сент. 1310 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, в храме Св. Софии состоялась торжественная церемония восстановления церковного единства: патриарх сослужил с арсенитами.
Н. существенно увеличил доходы Патриаршего престола, поставив под свой контроль неск. богатых кафедр, епископы к-рых были низложены по обвинению в симонии (Laurent. 1969. P. 219-228). Тем не менее в 1314 г. против самого Н. были выдвинуты аналогичные обвинения, в результате чего он удалился на покой в к-польский мон-рь Пресв. Богородицы Перивлепты (см. Перивлепты монастырь). Вопреки высказывавшемуся в лит-ре мнению (Tafrali O. Thessalonique. P., 1913. P. 87) Н. не занимал митрополичью кафедру Фессалоники, однако был покровителем ц. святых Апостолов, построенной в городе в период его Патриаршества (Spieser J. M. Inventaires en vue d'un recueil des inscriptions historiques de Byzance. I: Les inscriptions de Thessalonique // TM. 1973. T. 5. P. 145-180; Talbot. 1991. P. 1487).
Точная дата смерти Н. указана в рукописи Hieros. Patr. 308, содержащей текст Иерусалимского устава и датируемой 1572 г. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 337).